Как закрепить правильное произношение поставленных звуков в домашних условиях.
20.01.2022
Своевременное и полноценное формирование
речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития
ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Поэтому так важно
взаимодействие логопеда и семьи, ведь наилучшие результаты отмечаются там, где
они действуют согласованно.
Участие родителей в речевом развитии
ребёнка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая
беседа с ребёнком – неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи.
Если родители устраняются от этой работы, то нарушается целостность
педагогического процесса. В результате пострадает ребёнок.
Наконец, наступил долгожданный момент: ваш
ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают
разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по
собственной инициативе, малыш не произносит его в речи, которая остается
практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том,
что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации
(закрепления) правильного произношения.
Насколько постановка звука кропотливый
труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация
звуков – сотрудничество логопеда, ребенка и его родителей. Это сотрудничество
может решать не только задачу формирования правильной речи, но и способствовать
установлению доверительных отношений в семье, когда ребёнок стремится к общению
со своими близкими.
Планируя
занятия дома, помните, что:
1. Занятия должны быть систематическими,
так как у ребёнка 5-7 лет навык формируется в результате постоянного
повторения, закрепления желаемого действия; в противном случае автоматизация
звука может затянуться на длительное время;
2. Правильно выбирайте время для занятий -
ребёнок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия
(игры, просмотра передачи), иначе у него ещё до начала занятия с вами сложится
негативное отношение к нему;
3. Старайтесь закончить игру до того, как
ребёнок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес;
продолжительность занятия может составлять от 10 до 20-25 минут;
4. Ваш ребёнок нуждается в похвале и
поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности; избегайте слов «Ты сказал
неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь невнимательно», лучшие
варианты — «Давай подумаем вместе», «Я назову два (три) слова, а ты выбери
подходящее», «Послушай ещё раз»;
5. Главные помощники в общении с ребёнком
– терпение, выдержка, доброжелательность; если вы никак не можете добиться от
малыша желаемого ответа или действия, значит, вы не сумели объяснить, чего вы
хотите; инструкция должна быть простой, чёткой, короткой, содержать понятные
ребёнку слова; желательно показать, как это делаете вы, прежде чем малыш
вступит в игру сам; резкий тон, раздражение недопустимы, ребёнок должен
чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны.
Главное – поверить в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты очень старался!».
6. Обязательно начинайте с простых,
посильных для ребёнка заданий, а усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте
время подумать. Если ребёнок чего-то не знает, можно дать правильный ответ, но
лучше, если вы ему предоставите выбор, например: «яблоко- это фрукт или овощ?»
7. Введение поставленных звуков в
самостоятельную речь ребёнка происходит по нарастающей сложности: от
проговаривания звука в слогах, затем в словах, в предложениях и так до
произнесения звука в самостоятельной речи. В процессе данной работы главное –
это формирование речевого самоконтроля ребёнка за своей речью!
Автоматизация звука в слогах
Произнесение ребенком слогов и слоговых
сочетаний — очень важный момент в автоматизации звука.
Последовательная смена серий слогов
развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке
правильных артикуляционных укладов. Произнесение слоговых сочетаний с
одновременным движением пальцев рук способствует развитию мелкой моторики.
Например, «Открытые» слоги. Открытыми
называются слоги типа «согласный+гласный».
ра-ро-ру
ро-ры-ру
«Закрытые» слоги. Закрытыми называются
слоги типа «гласный+согласный»
ар-ор-ур
ер-ир-юр
Автоматизация звука в словах На этом этапе
все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и
выделять их из состава слова, то есть определять место звука в слове (начало,
середина, конец) (фонематический слух)
Игра «Волшебная палочка». В неё можно
играть с мячом. Взрослый задаёт слово, ребёнок заменяет первый звук в этих словах
на автоматизируемый.
Например на звук Ш:
Тапки-шапки
Жаль-шаль
Губы-шубы
«Назови ласково».
Для звука «Р»: рука — … , сестра — … ,
брат — … , игрушка — … , курица — … , рябина — … . берёза — … ;
для звука «Щ» — щенок — … , щётка — … ,
вещь — … , плащ — … , угощенье — … и др.
Можно поиграть в игру «Слово – шаг», когда
разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится
задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения
одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придётся
вернуться на шаг назад.
Автоматизация звука в предложениях
Речевые игры на развитие творческих
способностей могут быть для вас не менее интересны, чем для вашего ребенка.
Например, назвав два слова с заданным
звуком, предложите объяснить, как они связаны между собой, например: ручка и
карандаш, река и рак, весна и солнце и т.д.
Для этого нужно составить предложение,
причем варианты могут быть самые разные.
«Ручка и карандаш нужны для письма. Это –
письменные принадлежности (сходство).
Предложите ребёнку выучить небольшое
стихотворение, чистоговорку. Это поможет закрепить звук, развить слуховую
память, повысить интерес ребёнка к речевым упражнениям. Если произношение
отдельных слов вызовет затруднение, проговорите их несколько раз медленно по
слогам и не забудьте выяснить, правильно ли понял их значение малыш.
Проговаривание должно быть осознанным.
Обратите внимание: на
этапе автоматизации звуков главное – не быстрота, а правильность проговаривания
звуков. |
Помните! Звук
автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. |
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.12.2020
Дата обновления: 04.06.2022
Дата публикации: 20.01.2022