Оглавление
I Целевой раздел Программы
Пояснительная записка………………………………..…………………….3
1.1. Нормативно – правовая документация…………………..……………4
1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность……………..……5
1.3. Новизна программы………………………………………………...…..6
1.4. Характеристики особенностей развития детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………………...…..7
1.5. Принципы построения, цели и задачи дополнительной
образовательной программы………………………………………………………..8
1.6. Формы и режим занятий………………………………………………..9
1.7. Планируемые результаты освоения Программы воспитанниками и
способы определения их результативности………………………………………10
II. Содержательный раздел Программы
2.1. Содержание Программы……………………..………………………..14
2.2. Календарно-тематический план занятий по
пластилинографии………………………………………………………………….16
III Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение…………..….………………31
Список литературы для педагогов…………..…………………………….32
I Целевой раздел Программы
Пояснительная записка.
Актуальным направлением модернизации системы образования является
художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств
духовно-нравственного, культурного развития личности. В "Концепции
дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным
средством
формирования
важнейших
сторон
психической
жизни
-
эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих
способностей".
творческому
Ценность
развитию
занятий
по
художественно-эстетическому
дошкольников
традиционно
и
аргументируется
развитием у воспитанников мелкой моторики, фантазии, воображения,
способности думать, принимать решения, оценивать свои возможности,
активно искать способы воплощения задуманного, опираясь на имеющийся
опыт. А также способствуют развитию индивидуальности, активности и
самостоятельности.
Для этого была разработана программа художественно – эстетической
направленности – «Пластилиновая сказка», основной идей которой является
рисование
картин
пластилином,
пластилинография.
Понятие
«пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать,
рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при
помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением
более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной
поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
У ребенка, занимающегося пластилинографией, развивается умелость
рук,
укрепляется
согласованными,
сила
а
рук,
движения
движения
пальцев
обеих
рук
становятся
дифференцируются,
более
ребенок
подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому
всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Программа дополнительного образования «Пластилиновая сказка»
3
является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности
педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических,
психологических
и
познавательных
особенностей
детей
старшего
дошкольного возраста и учётом интеграции образовательных областей:
Познавательное развитие: осуществляется знакомство с природой, с
явлениями общественной жизни.
Социально-коммуникативное
взаимодействие
ребенка
самостоятельности
и
со
развитие:
взрослыми
развивается
общение
и
и
сверстниками,
становление
целенаправленности,
формирование
позитивных
установок к различным видам труда и творчества.
Речевое развитие: осуществляется обогащение словаря, звуковой
культуры речи, общение.
Физическое развитие: дети выполняют упражнения пальчиковой
гимнастики, способствующие развитию мелкой моторики обеих рук,
выполняют гимнастику для глаз.
Художественно-эстетическое развитие: используются произведения
познавательной направленности, все виды образовательной деятельности
направлены на решение эстетических задач.
1.1. Нормативно – правовая документация
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным
голосованием
12.12.1993
с
изменениями,
одобренными
в
ходе
общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 года – ООН 1990.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ (ред. от
31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124- ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
5. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СП
4
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций».
6.
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р.
7.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8.
Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №
196).
9.
Методические
дополнительных
рекомендациями
общеразвивающих
программ
по
проектированию
(письмо
департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 ноября
2015 № 09-3242).
10 Распоряжение Правительства Свердловской области № 70-Д от
26.06.2019
«Об
утверждении
методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного финансирования
11.Устав МБДОУ детский сад комбинированного вида № 2.
1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с
различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их
свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к
чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его
развития деле является пластилин. Тактильная активность, особенно ярко
проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на
формирование фантазии. Ведь развитие фантазии у ребенка тесно связано с
развитием интеллектуальных способностей. Поэтому, стимулируя с помощью
5
поделок из пластилина развитие фантазии ребенка, его способность
представлять перед собой образы предметов, закладывается база для развития
интеллекта ребенка. Доказано, если развитие двигательной активности рук
отстает от нормального течения, то задерживается и речевое развитие. В
процессе занятий с пластилином ребенок проявляет творческие способности,
которые благотворно влияют на формирование здоровой и гармонично
развитой личности. Планомерная работа по формированию ручной умелости в
детском саду и семье способствует:
•
развитию речи, воображения, фантазии, смекалки;
•
получению углубленных знаний о качестве и возможностях
различных материалов;
•
закреплению положительных эмоций;
•
возникновению желания трудиться и овладевать особенностями
мастерства;
•
подготовке ребенка к последующему обучению в школе.
Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид
изобразительной деятельности. Он позволяет ребёнку освоить объём, сделать
картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой.
1.3. Новизна программы
При освоении программы ребенок приобретает новый сенсорный опыт –
чувство пластики, формы и веса, а игровая ситуация, знакомит детей с
нетрадиционной
техникой
изобразительной
деятельности
–
пластилинографией. Основной материал данной программы — пластилин, а
основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно,
уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника
хороша тем, что она доступна детям разного возраста, позволяет быстро
достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество
детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для
работы с детьми.
Занятия предоставляют большую возможность для развития и обучения
6
детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание,
память,
мышление,
а
так
же
развитию
творческих
способностей.
Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной
ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть, тех школьнозначимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе в
дальнейшем. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Использование современных материалов позволяет создавать детям яркие,
привлекательные современные работы, поддерживать интерес к окружающей
действительности.
1.4. Характеристики особенностей развития детей старшего
дошкольного возраста
Данная программа предназначена для детей 5-7 лет. Набор детей
производится без учёта степени предварительной подготовки.
В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может
изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих
из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются
представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно
может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст
активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по
содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и
книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой
схематичные изображения
оригинальностью
различных объектов, но могут отличаться
композиционного
решения.
Изображение
человека
становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно
судить
о
половой
изображенного
принадлежности
человека.
Рисунки
и
эмоциональном
отдельных
детей
состоянии
отличаются
оригинальностью, креативностью. В лепке детям не представляется трудности
создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с
вырезыванием
предметов
прямоугольной
и
круглой
формы
разных
пропорций.
7
К 7-ми годам дети могут передать конкретные свойства предмета с
натуры.
Семилетнего
ребенка
характеризует
активная
деятельностная
позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные
вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и
результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений,
развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий
поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же
задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей
деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению
представлений о себе и своих возможностях.
1.5. Принципы построения, цели и задачи дополнительной
образовательной программы
1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной,
привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения
литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип
гуманистичности
-
индивидуально-ориентированный
подход и всестороннее развитие личности каждого ребенка.
3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется
через вид детской деятельности – лепку.
4. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с
развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных
процессов.
5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе
кружковой работы.
Цель
данной
программы
-
стимулировать
развитие творческих
способностей через работу с пластилином.
Задачи.
Обучающие:
-знакомить с новым способом изображения –
основными
приемами
пластилинографии
пластилинографией,
(надавливание,
размазывание,
8
отщипывание, вдавливание);
-формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений
окружающего мира посредством пластилинографии;
-формировать умение сопоставлять тактильное обследование предмета
со зрительным восприятием формы, пропорции и цвета.
Воспитательные:
-воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
-воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический
вкус;
-воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам,
желание помогать им.
Развивающие:
-развивать у детей интерес к художественной деятельности, к процессу и
результатам работы;
-способствовать повышению речевой активности детей;
-развивать
мелкую
моторику
пальцев
рук,
зрительно-моторную
координацию, осязание и тактильно-двигательного восприятия, зрительно пространственные навыки ориентировки на листе бумаги.
1.6. Формы и режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня. Одно
занятие для детей 5 - 6 лет продолжительностью 25 минут и одно занятие для
детей 6 – 7 лет продолжительностью 30 минут. Для детей 6-7 лет
предполагается усложнение программного материала, по сравнению с детьми
5-6 лет.
Формы и режим занятий.
№
п/п
Возрастная
группа
Количество
занятий в
неделю
Количество Продолжительн
занятий в год ость занятий
1
5-6
1
35
25 мин
1
6-7
1
35
30 мин
Формы
организации
групповая
деятельность
групповая
деятельность
9
Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую
направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный
опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений,
активизирует образы и представления.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Программа рассчитана на 9 месяцев и реализуется с сентября по май.
1.7. Планируемые результаты освоения Программы
воспитанниками и способы определения их результативности
В начале, середине (по мере необходимости) и конце учебного года
проводится мониторинг достижения детьми планируемых результатов
освоения Программы.
Мониторинг:
- анализ творческих работ в начале года и в конце года;
- метод наблюдения за детьми во время творчества.
К концу года дети 5-6 лет могут:
Различать произведения изобразительного искусства, по жанрам,
выделять и называть основные средства выразительности;
Выделять основные признаки предмета с учетом практического
назначения и изображения на плоскости;
Создавать индивидуальные, предметные и сюжетные композиции с
использованием готовых шаблонов, поэтапной словесной инструкции на темы
окружающей жизни;
Использовать в лепке разные материалы и способы создания
К концу года дети 6-7 лет могут:
Воспринимать
и
различать
произведения
изобразительного
искусства, выделяя средства выразительности, цветовой гаммы, понимать
единство содержания, смысла и языка художественного образа;
Называть основные выразительные средства;
Видеть конструкцию предмета и анализировать ее с учетом
практического назначения;
10
Создавать различные конструкции предмета в соответствии с его
назначением;
Создавать модели по рисунку и словесной инструкции;
Делать разметку по шаблону на бумаге при изготовлении поделок;
Создавать
индивидуальные
и
коллективные
декоративные,
предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни,
литературных произведений;
Использовать в лепке разные материалы и способы создания
изображения
Педагогическая диагностика по выявлению знаний, умений, навыков и
способностей проводится два раза (в начале и конце учебного года). Основные
методы
диагностики
–
естественный
эксперимент,
педагогическое
наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктов творческой деятельности. Для
оценки результативности работы используется следующие показатели и
критерии:
п/п
1
Показатель
Творческая
активность
Критерии метод наблюдения
Баллы
Ребенок активен, проявляет повышенный
интерес к творческой деятельности, задает
вопросы, в процессе работы вносит
собственные предложения и дополнения в
композицию, использует различные оттенки
для передачи настроения
5
Ребенок активен, проявляет интерес к
творческой деятельности, выполняет работу
с небольшой помощью взрослого, проявляет
фантазию, но дополнения вносит только под
руководством педагога
4
Ребенок проявляет интерес к творческой
деятельности, но не готов к
самостоятельному выполнению работы,
нуждается в помощи взрослого, делает четко
по образцу
3
Ребенок не активен, не проявляет интерес к
творческой деятельности, выполняет работу
без особого желания и только с помощью
педагога
2
11
2
3
4
Самостоятельность
Овладения
техническими
навыками:
раскатыванием,
размазыванием,
сплющиванием
Общая ручная
умелость
Ребенок самостоятельно выбирает тему,
замысел, умеет планировать свои действия,
выбирает выразительные средства, доводит
начатое дело до конца. Без напоминания
приводит рабочее место в порядок
Требует
незначительная
помощь
в
реализации замысла и планировании
работы, доводит начатое дело до конца. Без
напоминания приводит рабочее место в
порядок
Нуждается в помощи педагога при выборе
темы и замысла, выразительных средств.
Нуждается в готовом решении. Не всегда
доводит начатое дело до конца, рабочее
место приводит в порядок по напоминанию.
Выполняет задание с помощью педагога,
необходима поддержка и стимуляция во всех
направлениях работы
Ребенок знаком со всеми основными
приемами работы с пластилином, осознанно
выбирает и называет и показывает прием, с
помощью которого выполняет работу,
может рассказать и описать свои действия
Ребенок знаком со всеми основными
приемами работы с пластилином, с
небольшой помощью может назвать и
показать прием, с помощью которого
выполняет работу, может рассказать и
описать свои действия
Ребенок называет и показывает только один
прием работы с пластилином, выбирает и
называет прием, с помощью которого будет
выполнять работу только с помощью
взрослого.
Не
может
описать
последовательность выполнения работы
Ребенок не знаком с приемами, не может их
показать. Пластилин использует хаотично
Ребенок способен размять пластилин перед
работой, отщипывать кусочки нужной
величины, раскатывает или скатывает
равномерно. Работа выполняется аккуратно
Ручная умелость развита, но наблюдается
неравномерность при отщипывании и
скатывании и размазывании пластилина,
требуется небольшая помощь взрослого
Слабо развита моторика рук, требуется
помощь взрослого при подготовке и работе с
пластилином.
Моторика рук не развита. Ребенок не
способен подготовить пластилин для
работы, не может отщипывать, раскатывать,
скатывать пластилин
5
4
3
2
5
4
3
2
5
4
3
2
12
5
Развитие сенсорных
представлений
Композиция
6
Анализ детских работ
Форма
предмета
передана
точно.
Разнообразие цветовой гаммы, передан
реальный
цвет,
выразительность
изображения
Есть незначительные искажения формы
предмета, и цвета, выразительность
изображения
Форма предмета передана с искажением, в
цветопередаче присутствует искажения или
неестественность
Форма не удалась. Безразличие к цвету,
одноцветность
Ребенок выстраивает композицию по всей
плоскости листа, соблюдается
пропорциональность между предметами
Ребенок выстраивает композицию по всей
плоскости листа, но пропорциональность
между предметами соблюдается не всегда
Композиция выстроена на полосе листа с
незначительными элементами
Не продуманно, носит случайный характер
5
4
3
2
5
4
3
2
Мониторинг проводится по двухступенчатой системе на основе
методики Верещагиной Н.В. (Приложение 1)
1.
Параметры среднего значения по всем показателям выше 3,8
– свидетельствуют о полном усвоении Программы
2.
Параметры среднего значения по всем показателям в
пределах от 2,3 до 3,7 –свидетельствуют о частичном усвоении
Программы
3.
Параметры среднего значения по всем показателям менее 2,2
– свидетельствуют о том, что дети не справляются с задачами,
Программа не усвоена, навыки и умения ребенка не сформированы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы.
Открытая
творческая
деятельность
с
использованием
пластилинографии, выступление на родительском собрании, выставка детских
работ.
13
II. Содержательный раздел Программы
2.1. Содержание Программы
Образовательная деятельность носит творческий характер, проходит в
игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно –
поисковыми задачами.
Вводная часть: организационный момент, интеграция
1.
(чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика).
Основная
2.
часть:
объяснение
и
практическая
деятельность.
3.
Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение
итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции.
Методические приемы, которые использует в работе педагог:
Для
достижения
поставленных
целей
предусматривается
отбор
основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают
следующие формы и методы обучения:
-
репродуктивный (воспроизводящий - получение детьми знаний и
способов деятельности по аналогии (образцу);
-
объяснительно
–
иллюстративный
(объяснение
сопровождается демонстрацией наглядного материала);
-
метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и
вместе с детьми ищет пути её решения);
-
частично - поисковый;
-
практический.
Методы и приемы:
•
словесные (загадки, стихи, объяснения способов действия с
инструментами и материалами, беседа, рассказ);
•
наглядные (демонстрация, показ образцов, схем, иллюстраций,
показ способов действия с инструментами и материалами);
•
практические
(обучение
способам
и
приемам
лепки,
индивидуальный подход к детям с учетом их возрастных особенностей.
14
конкретные трудовые задания и упражнения);
•
•
репродуктивные;
проблемно-поисковые (самостоятельный творческий подход к
делу);
Учебно-тематический план.
№п/п
Тема
Всего
1.
Предметная пластилинография
11
2.
Сюжетная пластилинография
6
3.
Декоративная пластилинография
9
4.
Пластилинография по замыслу детей
4
5.
Пластилинография по заданному образцу
3
6.
Свободная творческая деятельность в пластилинографии
2
Итого часов:
35
Формы организации учебной деятельности:
- групповая
- выставка
- творческий конкурс
Основной вид занятий – практический.
Методы стимулирования и мотивации:
•
поощрение и создание ситуации успеха на занятиях;
•
конкурсы;
•
выставки творческих работ.
15
2.2. Календарно-тематический план занятий по пластилинографии
Неделя Тема занятия
Цели
Подготовка фона
Работа детей на фоне
Картон синего
цвета с
изображением
солнца,
иллюстрация с
изображением
радуги.
Дети раскатывают колбаски
разного цвета одной толщины,
разной длины. Выкладывают их
дугообразной формой по цветам
радуги, аккуратно отрезая лишние
концы при помощи стеки
Шаблон зонтика
Используя приемы
отщипывания и размазывания,
заполняют шаблон зонтика по
цветам радуги
Картон с контуром
гриба, изображения
грибов
Обучать приемам заполнения
накладывая один кусочек
пластилина на другой.
Сентябрь
3 - неделя
Цвета радуги
Разноцветный
зонтик
4 - ая
неделя
Грибы
5-6 лет
Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета
примерно одной толщины, разной длины прямыми
движениями обеих рук.
Формировать умение детей изображать дугообразную
форму радуги и порядок цветов в ней.
Продолжать учить использовать стеку для отрезания
лишних концов при укладывании радужных полос.
6-7 лет
Освоение приемов: отщипывание и размазывание
маленьких комочков пластилина, закрепление приема
скатывания.
Развивать чувство ритма и цвета.
Формировать умение передавать в работе характерные
особенности внешнего строения зонтика посредством
пластилинографии.
Продолжать
знакомить
детей
со
средствами
выразительности в художественной деятельности: цвет,
материал, композиция.
Воспитывать творческое восприятие окружающего мира.
5-6 лет
Закреплять приемы надавливания и размазывания.
Поддерживать желание доводить начатое дело до конца.
Развивать мелкую моторику, воспитывать навыки
аккуратности.
16
Грибная поляна 6-7 лет
Картон с контурами
Продолжить знакомить детей с одним из видов
различных грибов,
изобразительной техники – прямой многослойной фактурной изображения грибов
пластилинографией; развивать у детей видение
художественного образа и замысла через природные формы,
развивать чувство цветовосприятия; воспитывать интерес к
осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость
на красоту осени
Закреплять приемы заполнения
накладывая один кусочек
пластилина на другой.
Смешивая цветные кусочки,
получать различные цветовые
оттенки, выделяя контур грибов
(используя разные цвета,
прорисовывая контур стекой,
выделяя край листа жгутом).
1-ая неделя
Октябрь
Знакомство с
живописью пейзаж
5-6 лет
Познакомить с понятием «пластилиновая живопись»,
«пейзаж», «перспектива» и «линия горизонта». Учить
передавать ощущение подвижности и легкости облаков
приемами заглаживания и размазывания пластилина стекой
- ножом, стекой - лопаточкой.
«Облака»
6-7 лет
Закрепить понятия «пластилиновая живопись», «пейзаж»,
«перспектива» и «линия горизонта», приемы заполнения
основы (неба) пластилином разными способами:
скручиванием жгутиков и спирали, накладыванием одного
кусочка на другой, смешиванием разных цветных кусочков
(жгутиков), получая разные оттенки синего, светлоголубого (неба), оттенки белого: бело-розовый, белосерый, бело-сиреневый (облака). Закреплять умение
работать стекой - ножом, стекой-лопаточкой (широкой).
Голубой
картон
Белый картон
На голубом фоне изображение
облаков. Продолжать обучать
приемам заполнения облаков
накладывая один кусочек
пластилина на другой. Смешивая
разные цветные кусочки, получать
различные цветовые оттенки.
Учить изображать небо при
различных состояниях погоды
(грозовое, пасмурное, ясное,
дождливое). Самостоятельно
нарисовать небо в перспективе:
изобразить облака вверху листа
больше, ярче, плотнее, внизу у
линии горизонта – меньше, легче,
прозрачнее.
17
2-ая неделя
3-я неделя
«Желтые
листья летят»
«Осенний
букет»
5-6 лет
Учить с помощью цвета в пластилиновой живописи
передавать свое настроение к предметам природы,
использовать в работе два цвета (зелено-желтый, желтокрасный), прием «налепа», заглаживания всеми пальцами.
Учить рисовать на пластилине тонкие линии палочками.
6-7 лет
Продолжить учить с помощью цвета в пластилиновой
живописи передавать свое настроение к предметам
природы; использовать в работе два цвета (зеленожелтый, желто-красный, оранжево-зеленый, коричнево желтый); подбирать для своей работы листья-трафареты
разные по величине, но одинаковой формы (листья
одного дерева).
5-6 лет
Учить детей способом пластилинопластики создавать
вазочку для веток.
Учить выкатывать длинные
«колбаски», составлять из них ветки.
Закреплять умение передавать колорит осени,
создавать букет из осенних листьев.
Дети 6-7 лет
Учить составлять осенний букет из веток разных
деревьев.
Закреплять умение создавать вазочку из различных видов
пластилина (шариковый, обычный, флюролисцентный),
использовать прием налепов при украшении вазы.
Трафареты
листьев
Трафареты
листьев
Цветной картон
голубого,
розового,
зеленого
цветов.
Показ способов «налепа»,
заглаживания, подбор цветов
пластилина на форме листьев.
Повторить, каким образом
получаются цветовые оттенки
(смешиванием цветов). Рисование
стеками внутреннего строения
листьев – прожилок на
пластилиновой основе.
Дети создают вазы, работают с
бисером, семенами (арбузные,
яблочные и т.д.)
Составляют и наклеивают осенние
ветки
18
Продолжать закреплять приемы выкатывания
«колбасок» разной длины, толщины для веток.
4-ая неделя
Осенние
деревья
«Золотая
осень»
5-6 лет
Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного
искусства – пейзажем.
Учить детей изображать деревья и кустарники вблизи –
большими, вдали маленькими силуэтами.
Передавать яркость «золотой осени», ее колорит
приемами в технике
«пластилинография»: лепить отдельные детали –
придавливать, примазывать, разглаживать границы
соединения частей.
6-7 лет
Учить изображать деревья в перспективе, замечать красоту
«золотой осени» и передавать ее с помощью
«пластилинопластики».
Закреплять умение работать самостоятельно, выбирая
технику исполнения: жгутиками по рисованному силуэту
или налепами один на другой.
Создание фона для работы «Золотая
осень». Разделить лист на 2 части
(небо, земля).
Готовые формы деревьев и
кустарников разместить на фоне. На
силуэты нанести пластилин и
размазывать его, мелкие детали
нанести стекой.
Картон разделен
на две части: верх
– небо, низ –
земля.
на силуэты деревьев дети наносят
пластилин, исполнение выбирают
самостоятельно.
1-ая неделя
ноябрь
Давыдова
«Цветочные
мотивы»
5-6 лет
Познакомить детей с жанром изобразительного искусства
– натюрморт. Вызвать интерес к окружающему миру,
формировать реалистические представления о природе.
Научить детей приемам работы с «воздушным»
пластилином - создание полуобъемных цветов подсолнуха,
наносить рельефный рисунок на детали объекта – листики
Цветной
Работа с «воздушным»
пластилином. Нарезать формой
19
2-ая неделя
3-я неделя
6-7 лет
Натюрморт с Научить детей дополнять букет из подсолнухов
подсолнухами декоративной гирляндой. Учить раскатывать и нарезать
колбаску на равные по длине части и скатывать из этих
частей шарики
5-6 лет
Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного
искусства – натюрморт.
Учить детей передавать в работе форму, строение,
характерные части известных им фруктов (яблоко, груша и
т.д.)
Учить использовать в работе дополнительные предметы
для передачи характерных признаков объектов.
Воспитывать навыки аккуратного обращения с
«Ваза с
пластилином.
фруктами»
6-7 лет
Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного
искусства – натюрморт.
Закрепить умение передавать форму фруктов,
самостоятельно находить способы изображения.
Формировать эстетическое отношение к бытовым
предметам, их художественному изображению в
натюрморте.
Развивать у детей чувство композиции, цвета.
«Ветка
рябины»
5-6 лет
Познакомить с барельефом и горельефом; учить применять
средства выразительности: использовать подходящий
материал и технику его обработки – заглаживание, налепы
разных форм, добиваясь сходства с натурой в цвете,
форме, располагать детали композиционно;
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
картон
Цветной
картон
Цветной
картон
подсолнухи.
Изготовление вазы для букета
веточками декоративными
Выбор формы вазы, нанесение
пластилина на выбранную форму.
Составление натюрморта из фруктов
(по выбору детей).
Трафареты фруктов дети переводят
на фон и заполняют способом
наложения и примазывания;
дополнительно украшение вазы
узором.
Показ способов выполнения
барельефа и горельефа. Ветка
выкладывается тонкими жгутиками
по контуру. Ягоды изображаются
налепами.
20
4-ая неделя
6-7 лет
Предложить детям самостоятельно нарисовать легкими
линиями карандаша несложную композицию с веткой
рябины и выкладывать тонкими жгутиками по контуру, с
применением техники барельефа и горельефа.
5-6 лет
Учить изображать березку в наклонном виде (как от
дуновения ветра).
Уточнить представление об основных частях дерева
Поздняя осень (ствол, листья, ветки).
Дети 6-7 лет
«Березка»
Учить передавать на картине состояние погоды
(ветер, дождь, низкое небо, тучи).
Самостоятельная
работа детей.
Цветной картон
изготовление фона – небо, земля.
Дети лепят силуэт дерева
(раскатыванием, смешиванием
цветов и заглаживанием пальцами).
фон для передачи погоды – серое
небо, тучи, черная земля с засохшей
травой.
дети
лепят
силуэт
дерева
(раскатыванием,
смешиванием
цветов и заглаживанием пальцами).
1-ая неделя
2-ая неделя
декабрь
«Скок поскок»
Иллюстрации
к русским
народным
песенкам.
5-6 лет
Познакомить детей с русскими народными песенками о
Плотный картон с
птицах.
контурами птиц
Учить детей передавать сказочные образы птиц с
помощью техники платилинопластики, создавать
целостность объекта из отдельных деталей.
6-7 лет
Закреплять технику создания изображения на плоскости в
полу объёме при помощи пластилина. Для передачи
перышек
использовать
технику
пластилиновой
аппликации.
Подготовка фона: цвет фона дети
выбирают по своему желанию.
Работа с фрагментами основного
изображения.
2 неделя
Выделение контурных линий.
Работа с накладными деталями
(трава, цветы и т.д.)
21
3-я неделя
«Зимняя
картинка»
Открытки
4-ая неделя
«С Новым
годом!»
5-6 лет
Воспитывать любовь к природе; учить передавать в
рисунке выразительные образы природы, ее красоту;
поощрять в выборе способов рисования и лепки
барельефа пластилиновой живописи, изобразительных
средств и материала; развивать мелкую моторику пальцев
рук. Закрепление понятия «пейзаж».
6-7 лет
Продолжать воспитывать любовь к окружающей
природе; учить передавать зимний пейзаж в динамике
(ветер наклоняет стволы, ветки деревьев), различным
приемам изображения метели, используя стеку - нож,
одноразовые вилки.
5-6 лет
Познакомить с видом графики – открыткой. Учить
придумывать и воплощать сюжет, отражающий зимнюю
новогоднюю тематику в открытке, использовать
различный изобразительный материал и знакомые
техники.
6-7 лет
Продолжать знакомить с видом графики – открыткой.
Закрепить умение составлять узор по краю
открытки, используя технику пластилиновой
аппликации из маленьких шариков.
Плотный картон
(оттенки белого и
голубого)
Дети вырезают из пластилина с
помощью форм деревья.
Создание пейзажа: лепка деревьев
барельефом.
Дополняют работу мелкими
деталями (звезды, месяц).
Создание зимнего пейзажа в
динамике. Изображение ветра,
метели с использованием стекиножа, одноразовые вилки.
Картон,
сложенный
пополам или
картон для
небольшой
картинки в рамке
Дети выбирают свой сюжет
открытки, технику изображения.
2-ая
неделя
январь
«Ледяной
терем
Дедушки
Мороза»
5-6 лет
Закреплять умение размазывать пластилин на основу;
раскатывать между ладонями столбики в спирали.
Картон с
изображением
контура ледяного
Фон. Синие, голубые столбики –
бревна. «Скрутки» - края бревен.
Разные столбы у крыльца.
22
3-я неделя
6-7 лет
Закреплять умение работать в сине-голубых тонах на
белом фоне; продолжать учить смешивать
пластилин, получая оттенки синеголубого цвета.
3-я неделя
«Теремок»
«Матрешка»
5-6 лет
Развивать у детей творческое воображение.
Учить создавать сказочные здания, передавать
особенности их строения и архитектуры, характерные
детали.
Закрепить способы работы в технике «пластилинография»:
раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных
элементов.
6-7 лет
Учить, изображая сказочные здания, передавать колорит
русских народных сказок (окна оформить ставнями с
узорами).
5-6 лет
Воспитывать интерес к народной игрушке.
Познакомить с историей создания русской матрешки.
Учить отражать характерные особенности оформления
матрешки в нетрадиционной технике – пластилиновой
живописи.
6-7 лет
Познакомить детей с росписью матрешек в разных
областях России.
Предложить оформить матрешек по мотивам росписей
разных областей России.
терема
Картон с
изображением
контура
«Теремка»
Силуэты,
трафареты
матрешек
Из колбасок дети выкладывают
стены теремка, создают крыши,
башенки, окна.
изготовление забора,
деревьев, лужайки перед теремком
Из яркого пластилина делаем
платочек, сарафан, блузку. Розовое
лицо, руки, оформляем лицо,
украшаем сарафан узорами.
23
1-ая неделя
февраль
5-6 лет
Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских
мастеров, с художественными традициями в изготовлении
игрушек.
Учить расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая
оформление однородных по цвету частей с узором в стиле
дымковской росписи.
6-7 лет
«Удивительная
Самостоятельного выбирать элементы узора для
Дымка»
украшения кокошника и юбки дымковской куклыводоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими.
2-ая неделя
«Чудо Хохлома»
расписываем готовый силуэт
лошадки пластилином; наносим узор
– элементы узора дети выбирают
самостоятельно.
Силуэты
дымковских
игрушек
расписываем готовый силуэт
дымковской барышни пластилином;
наносим узор – элементы узора дети
выбирают самостоятельно.
Дети создают узор на круге.
5-6 лет
Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с
народными промыслами.
Учить оформлять узор на плоскости, выполняя работу в
технике «пластилинграфия».
Знакомить детей с цветовой гаммой и элементами
хохломы (ягоды, цветки, завитки, травинки). Развивать
глазомер, мелкую моторику рук.
Крышка от
пластилиновой
емкости покрытая
черным
пластилином
6-7 лет
Учить оформлять объемную плоскость, элементами узора
хохломской росписи, выполняя работу в технике
«пластилинография»
Пластиковая
Дети создают узор на стаканчике.
емкость, покрытая
черным
пластилином
24
3-ая неделя
4-я неделя
«Городец удалец»
«Печные
изразцы»
Лыкова
«Старинные
изразцы»,
«Горячие
картинки».
5-6 лет
Познакомить детей с городецкой росписью.
Учить изображать элементы росписи при помощи
пластилина. Развивать чувство композиции, умение
красиво располагать узор на заданном силуэте.
Учить смешивать пластилин разного цвета для
получения нужного оттенка.
Развивать интерес к народному творчеству.
6-7 лет
Продолжать знакомить с городецкой росписью.
Рассказать детям о видах городецких птиц.
Учить составлять панно по мотивам городецкой росписи
из птиц и цветов.
5-6 лет
Познакомить детей с искусством керамики –
печными изразцами.
Воспитывать интерес к народным промыслам.
Учить детей составлять узор на квадрате из цветочного
орнамента.
6-7 лет
Продолжать освоение техники рельефной лепки.
Показать варианты изображения сложных венчиков и
отдельных лепестков.
Развивать чувство ритма и композиции.
Вызвать интерес к оформлению интерьера.
Декоративное
блюдо из
плотного
картона
Силуэты птиц
Дети наносят узор на овальное
блюдо.
Дети украшают птиц. Составляют
из них панно.
Дети выполняют центрический
орнамент на квадрате коричневого
цвета (из цветов)
Плотный картон
квадратной
формы.
Дети самостоятельно выбирают из
образцов, что они будут делать:
«цветок», «вазон», «букет», «венок»,
«гирлянда», «дерево жизни».
25
март
1-ая неделя
«Фиалки»
Давыдова
2-ая неделя
«Цветочные
мотивы»
«Цирк»
5-6 лет
Способствовать расширению знаний детей о многообразии
видов и форм растительного мира, укреплять
познавательный интерес к природе.
Учить создавать композицию из отдельных деталей,
добиваясь целостности восприятия работы
Продолжать знакомить детей со средствами
Цветной
выразительности в художественно-творческой
картон
деятельности: цвет, материал, составление композиции.
Способствовать развитию формообразующих движений
рук в работе с пластилином.
6-7 лет
Вызвать желание рисовать пластилином самостоятельно.
Учить видеть и исправлять ошибки.
Развивать мелкую моторику рук.
5-6 лет
Воспитывать интерес к цирковому искусству, уважению к
необычным профессиям артистов цирка.
Закреплять технику и приемы пластилиновой
живописи.
Учить самостоятельно, выбирать изображение.
6-7 лет
Закреплять технику и приемы пластилиновой
живописи.
Учить оформлять рамку вокруг своей работы.
Картинки с
изображением
цирковых артистов
Дети выполняют композицию из
отдельных деталей (ваза, листья,
цветы).
Детям старшей группы
предложить образец композиции.
Дети составляют композицию
самостоятельно.
Дети создают фон вокруг
главного изображения.
Находят средства для передачи
образа.
26
3-я неделя
4-ая неделя
5-6 лет
Познакомить с понятием «театральная деятельность».
Учить изображать сказочных героев в технике
пластилиновой живописи.
Развивать мелкую моторику рук.
«Тайны
театра»
«Птичьи
хлопоты»
6-7 лет
Познакомить с понятием «декорация» в театральной
деятельности.
Продолжать знакомить с особенностями изображения
сказочных образов героев в технике пластилиновой
живописи.
Учить воплощать свой замысел до конца.
5-6 лет
Продолжать знакомить детей с многообразием
природы.
Познакомить детей с перелетными птицами, их
возвращением в родные края весной.
Учить передавать пластилиновой живописью
особенности перелетных птиц (лебеди, гуси, утки,
ласточки и т.д.)
Учить, создавая фон, передавать среду обитания
птиц.
6-7 лет
Познакомить с разными способами передачи объема
оперения птиц.
Закреплять умение смешивать пластилин для создания
нужного цвета.
Силуэты героев
русской
народной
сказки
«Колобок»
Картинки
сюжетами
птицах.
Дети выкладывают пластилин на
силуэт, стараясь воплотить все
характерные особенности
выбранного персонажа.
с
о Дети сами выбирают сюжет и
выполняют его в технике
пластилиновой живописи.
27
апрель
3-я неделя
2-ая неделя
1-ая неделя
«Лесные
жители»
«Африка»
«Домашние
питомцы»
5-6 лет
Продолжать знакомить детей с многообразием природы.
Закреплять знания о животных, живущих на
территории лесов России.
Закреплять технику мазка пластилином по основе.
6-7 лет
Учить сочетать в работе разные виды мазков.
5-6 лет
Продолжать знакомить детей с многообразием
природы.
Закреплять знания о животных жарких стран.
Продолжать отрабатывать технику мазка пластилином
по основе.
6-7 лет
Учить сочетать в работе разные виды мазков.
Картинка с
изображением
животных лесов.
Создание фона.
Работа над главным изображением
силуэтного животного.
Картинка с
изображением
животных жарких
стран.
Создание фона.
Работа над главным изображением
силуэтного животного.
5-6 лет
Прививать любовь и бережное отношение к «братьям
меньшим».
Продолжать знакомить детей с анималистическим жанром
Добиваться передачи структуры
посредством пластилинографии.
Картон с
шерсти, перьев.
Учить передавать строение фигур домашних питомцев.
изображением
Закреплять умение использовать в работе ранее усвоенные домашних питомцев.
приемы пластилинографии (скатывание, сглаживание,
мазок).
28
4-ая неделя
6-7 лет
Закреплять умение сочетать в работе разные виды мазков.
Закреплять умение аккуратного соединения частей в
единое целое путем примазывания, сглаживания.
«Мы на луг
ходили»
5-6 лет
Расширить представления детей о насекомых.
Рассказывать и учить детей: «В природе нет ничего
лишнего».
Воспитать интерес к жизни и повадкам насекомых.
Закреплять умение создавать своими руками картинки в
технике пластилинографии.
6-7 лет
Отрабатывать умение работать с накладными
деталями.
Картинка
с
изображением разных Работать над обводкой.
насекомых.
29
III Организационный раздел
Для успешной реализации программы необходимы следующие
условия.
3.1. Материально-техническое обеспечение:
Наличие учебного помещения для проведения занятий, которое
оборудовано комплектом необходимой мебели.
Наглядный (демонстрационный материал):
1. Набор пластилина (воздушный, восковой, шариковый);
2.
Дощечки или клеенки для лепки;
3.
Набор стек;
4.
Картон для основы;
5.
Образцы лепных моделей;
6.
Дополнительный материал (зубочистки, коктейльные трубочки, ватные
палочки, природный материал и т.д.);
7.
Стакан с водой (руки необходимо периодически смачивать водой, чтобы
пластилин к ним не прилипал);
8.
Хлопчатобумажная салфетка для рук;
9.
Раздаточный материал (шаблоны);
10.
Демонстрационный материал;
11.
Простой карандаш;
12.
Картонная основа для работы. Лучше всего подходит многослойный
картон от упаковочных коробок, имеющий внутри гофрированный слой.
Такой картон создает определенный комфорт для неокрепших детских
пальчиков во время работы;
13.
«Бросовый» материал – перья, пуговицы, бусинки, бисер, пуговицы и
т.д.
30
Список литературы для педагогов:
1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» -2. - М.: Издательство «Скрипторий
2003», 2006г.
2. Давыдова Г.Н. «Пластилинография. Цветочные мотивы». - М.: Издательство
«Скрипторий 2003», 2008г.
3. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн. Пластилинография». - М.: Издательство
«Скрипторий 2003», 2006г.
4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая
группа». Авторская программа «Цветные ладошки» - М. Издательский дом
«Цветной мир» 2010г.
5. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду.
Подготовительная к школе группа». Авторская программа «Цветные
ладошки» - М. Издательский дом «Цветной мир» 2015г.
6. Лыкова И.А. «Лепим с мамой» - М. «Карапуз дидактик» 2005г.
7. Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем» - М. «ТЦ Сфера» 2000г.
31
Приложение 1
п/п
ФИО ребенка
Творческая
активность
н.г.
к.г.
Самостоятельность
н.г.
к.г.
Овладения
техническими
приемами
н.г.
к.г.
Общая ручная
умелость
н.г.
к.г.
Развитие
сенсорных
представлений
н.г.
к.г.
Композиция
среднее
значение
н.г.
н.г.
к.г.
к.г.
ИТОГО
Выводы:
32